АстроКосмос / Тематическая филателия / ФилФорум / Филателия +18

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Освоение Солнечной системы

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Освоение Солнечной системы


http://s7.uploads.ru/t/Uq0wy.jpg

2

9 интересных фактов о космосе



http://s7.uploads.ru/t/bEYWT.jpg




1. Если опустить Сатурн в воду, он будет плавать на поверхности. Средняя плотность вещества Сатурна почти в 2 раза меньше плотности воды. Если Вы сможете найти соответствующий стакан (диаметром не менее 60 тысяч км), то сами сможете это проверить.

2. Луна удаляется от Земли. Каждый год Луна удаляется от Земли на расстояние почти 4 см. Причин этому много, одна из них — замедление периода вращения Земли на 2 миллисекунды в день. Ученые не знают, как образовалась Луна, предполагают, что это осколок Земли, «отбитый» крупным космическим телом, ударившим в поверхность Земли много миллиардов лет назад.

3. Свет Солнца, который Вы видите, имеет возраст 30 тысяч лет. Энергия, которую мы получаем от Солнца, образовалась в его ядре 30 000 лет назад — именно столько времени необходимо, чтобы фотоны (частицы света) «пробились» из центра светила к его поверхности. После этого они достигают Земли всего за 8 минут. Температура солнечного ядра более 13 миллионов градусов, и вся вырабатываемая им энергия должна сначала пройти через многочисленные слои к поверхности в виде света других излучений.

4. Если два кусочка металла соприкоснутся в космосе, они приварятся друг к другу. Это звучит невероятно, но это правда. Если на их поверхности не будет оксидов, так и произойдет. На Земле такого не происходит, потому что в атмосфере на поверхности сразу образуются оксиды. Может показаться, что это большая проблема, но на самом деле это не так. Все инструменты до полета в космос непроизвольно окисляются на Земле. Подобное явление холодной сварки было специально изучено в космосе и было подтверждено опытами.

5. За 10 минут космический корабль может сфотографировать до 1 млн кв. км земной поверхности, в то время как с самолета такую поверхность снимают за 4 года, а географам и геологам потребовалось бы для этого не менее 80 лет.

6. Давление в центре Земли в 3 миллиона раз выше, чем давление в земной атмосфере.

7. Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят нейтронные звезды, то ее вес будет равняться примерно 110 миллионам тонн!

8. Около 27 тонн космической пыли падает на Землю каждый день. За год более 10 000 тонн пыли приземляется на Землю.

9. Площадь солнечной поверхности размером с почтовую марку светит с такой же энергией, как и 1 500 000 свечей.

mirkosmos

3

Рогозин: стратегическая задача России в космосе - колонизация Луны и Марса


http://sa.uploads.ru/t/rjVNI.jpg


Россия в целом определилась с концептуальной основой изучения и освоения космического пространства. Ключевые задачи - расширение присутствия на низких околоземных орбитах, освоение и колонизация Луны, начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы. Такую точку зрения изложил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своей статье, опубликованной в пятницу в "Российской газете". По его словам, ближайшими целями российской космической отрасли должны стать формирование рынка космических услуг и создание опережающего задела по изучению и освоению ресурсов дальнего космоса. Особую роль при этом мог бы сыграть национальный проект "Изучение дальнего космоса", отметил Рогозин. Сейчас Роскосмосу совместно с рядом министерств в сотрудничестве с РАН и "Росатомом" поручено проработать и сформировать предложения о целесообразности его реализации, добавил он. "Ключевыми областями разработок в рамках этого нацпроекта будет создание ядерных энергетических установок и плазменных технологий преобразования энергии, развитие биотехнологий, робототехники и новых материалов" - пояснил зампред правительства. "Одновременно разворачиваются работы по определению технического облика пилотируемого комплекса на основе ракеты сверхтяжелого класса для полетов к Луне, а в дальнейшем и к Марсу", - добавил Рогозин. Также уже ведутся проектные изыскания "по созданию мощных межорбитальных (межпланетных) буксиров, без которых освоение Луны и исследование планет Солнечной системы невозможно". Вместе с тем, отмечает вице-премьер, "ахиллесовой пятой" российский космонавтики по-прежнему является производство высококачественной отечественной электроники - а именно - электронно-компонентной базы (ЭКБ). "Бортовые ретрансляционные комплексы создаваемых в последние годы спутников связи или целиком изготавливаются зарубежными фирмами, или создаются на предприятиях отрасли на основе зарубежных комплектующих, - заявил зампред правительства РФ. - Именно поэтому Федеральное космическое агентство уполномочено Военно-промышленной комиссией взять на себя роль системного интегратора и фактического заказчика отечественной промышленности радиационно стойкой ЭКБ". Рогозин также не обошел вниманием тему прекращения сотрудничества NASA с Россией. По его словам, теперь, в условиях санкций, есть возможность сформировать независимую от ненадежных международных партнеров стратегию развития отечественной пилотируемой космонавтики.

http://itar-tass.com/nauka/1112854

4

Ученые собираются построить "участок астероида" внутри спутника




http://i56.fastpic.ru/big/2014/0429/b8/8645f11f2c14483d5b718f8fe731d2b8.jpg


Благодаря астронавтам, побывавшим на Луне, и нескольким роверам, высадившимся на Марс, у человечества есть весьма неплохое представление об условиях на поверхности этих объектов. Однако, когда речь идет об астероидах, картина меняется кардинально, так как это - совершенно неизведанная территория. Как известно, высадка на астероид – совсем непростое дело. Это обусловлено тем, что масса астероидов, в большинстве случаев, относительно невелика, а следовательно, и гравитация, как правило, ничтожно мала. Какой «якорь» нужно будет использовать для того, чтобы удержаться на поверхности и не улететь в открытый космос, к чему его закрепить, как вообще перемещаться?

Тратить миллиарды долларов на миссии по отправке космических аппаратов на астероиды, зная так мало об их механических свойствах, весьма рискованно. Необходимо проведение нескольких предварительных исследований, а также время на подготовку.

Команда из Университета штата Аризона (Arizona State University) надеется свести к минимуму этот риск, построив собственный «участок астероида» внутри небольшого вращающегося спутника, стоимостью не более 100 тысяч доллара США. Проект получил название Asteroid Origins Satellite (AOSAT I).

Jekan Thanga является техническим научным руководителем AOSAT I. Вместе с планетологом Эриком Асфогом (Erik Asphaug) он планирует запуск миниатюрного спутника ближе к концу этого года, который будет служить первой в мире лабораторией микрогравитации CubeSat. Планируется, что AOSAT I будет состоять из трёх модулей. Первый модуль будет заполнен слоем толщиной в несколько сантиметров аналога межзвездной пыли. Вторая камера будет заполнена частичками хондритов, которыми представлено подавляющее большинство каменных метеоритов. В третьей разместится научное оборудование. После запуска в космос и выхода на орбиту начнётся уникальный в своем роде эксперимент. Для этого учёным необходимо достаточно реалистично воссоздать поверхность реголита.

Для того, чтобы смоделировать гравитационное поле, диаметром 300 метров, AOSAT I предстоит вращаться каждые 4,5 минуты. Он может вращаться быстрее, для того, чтобы реголит (поверхностный материал) смог воссоздать условия, присущие более крупным астероидам.

Эксперименты в AOSAT I будут проводиться автоматически в крайних модулях спутника. Это необходимо для того, чтобы понять, как пылевые сгустки объединяются в единое целое для того, чтобы сформировать астероид — процесс, который в условиях невесомости протекает довольно долго.

Когда AOSAT I будет запущен, астероидные «зерна» получат ускорение и устремятся к внешним стенкам модулей. Наблюдая за этим процессом, ученые смогут разобраться в том, как ведут себя потоки частиц микрогравитации на поверхности астероидов, например, после формирования кратеров, и определить, какие виды устройств оптимально подойдут для высадки на реальные астероиды.

http://www.astronews.ru

5

http://i62.fastpic.ru/big/2014/0710/3d/3da2f2264890a55e20a0b293a9ba5c3d.jpg

6

http://i67.fastpic.ru/big/2014/1013/28/cbdec9d9cb890b04931bc65d6f66c828.gif          http://i64.fastpic.ru/big/2014/1013/e2/ebba1964285d3abf619894248cb77ee2.gif




http://i66.fastpic.ru/big/2014/1013/38/6e0a16f07a8c20272e4dd3f14e24ab38.gif



Космодром Восточный должен сыграть ключевую роль в освоении Луны и дальнего космоса


http://i67.fastpic.ru/big/2014/1013/40/adfe33d0e5611f66dd3cbe7914da1040.jpg



Федеральное космическое агентство разработало программу по освоению дальнего космоса и Луны. Одну из ключевых ролей в новой программе будет играть космодром Восточный, строительство которого в Амурской области планируется завершить в 2015 году. Об этом сообщил представитель Роскосмоса на круглом столе на тему «Изучение ближайших планет Солнечной системы на примере освоения поверхности Луны». Мероприятие состоялось в минувшую пятницу.

В рамках дискуссии обсуждалась программа освоения дальнего космоса, ключевым моментом которой станет освоение Луны: изучение, высадка и первые базы на её поверхности. «Федеральное космическое агентство разработало программу по освоению дальнего космоса и Луны. Технически мы к этому готовы. И Луна должна стать форпостом, на котором будет базироваться дальнейшая программа полётов к Марсу и другим планетам», – заявил в своём вступительном слове начальник управления стратегического планирования Роскосмоса Юрий Макаров. Он также добавил, что одну из ключевых ролей в новой программе будет играть космодром Восточный, строительство которого планируется завершить в 2015 году. Кроме того, Макаров заявил о необходимости построить ракету-носитель сверхтяжёлого класса, способную вывезти в космос более ста тонн полезного груза.

Первый заместитель генерального конструктора «НПО им. С. А. Лавочкина» рассказал о существующих и перспективных автоматических кораблях. Заместитель генерального директора ФГУП ЦНИИмаш Сергей Крикалёв добавил, что освоение Луны и планет Солнечной системы невозможно без подключения пилотируемой космонавтики, которая также переориентируется на долгосрочные полёты.

Заместитель генерального директора ОАО РКК «Энергия» Александр Деречин рассказал о том, что полёты на Луну – это задача международного уровня, а также о роли России и партнёров в её решении. Вице-президент РАН Лев Зелёный в свою очередь рассказал о перспективах международной космонавтики на несколько десятилетий вперёд.

Круглый стол послужил заключительным мероприятием, организованным Роскосмосом в рамках Всемирной недели космоса, которая проходила с 4 по 10 октября и была приурочена к первому запуску искусственного спутника Земли – космического аппарата «Спутник-1», сообщается на сайте Федерального космического агентства.

7

Сегодня зонд NASA разобьётся о поверхность Меркурия



http://i48.fastpic.ru/thumb/2015/0501/82/_9f278fd525441d9a8746963056555b82.jpeg


http://i59.fastpic.ru/big/2015/0501/e3/94cd79565f4e548e0fc097afee0d17e3.jpg       http://i60.fastpic.ru/big/2015/0501/97/3b410592ca9ea9fa8d135588209a5497.jpg






Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) сообщило о том, что 30 апреля 2015 года станет последним днём для межпланетной станции Messenger. После более 10 лет полёта, исчерпав запас топлива, аппарат на скорости в 3,91 км/с врежется в Меркурий, оставив на поверхности кратер, диаметр которого составит приблизительно 16 метров.

Американское космическое агентство  NASA, которое более 10 лет назад отправило зонд Messenger исследовать Меркурий, сегодня готовится к завершению миссии, говорится на официальном сайте организации. Специалисты NASA при помощи телескопов собираются наблюдать за падением зонда, который в своём «смертельном пике» должен получить серию снимков коры планеты с максимально близкого расстояния. По предварительным расчётам, зонд должен разбиться об поверхность этой планеты нашей Солнечной системы с той стороны, которая обращена от Земли и не попадает в поле зрения телескопов.

В NASA сообщили, что аппарат столкнётся с планетой на скорости 3,91 километров в секунду. Столкновение произойдёт с обращённой к Солнцу стороны планеты, из-за чего точное место и время падения аппарата установить не получится. Астрономы из американского университета Джонса Хопкинса пытались скорректировать траекторию полёта зонда несколько раз. Последняя попытка была произведена 24 апреля - на неё аппарат потратил весь оставшийся гелий, утратив возможность сопротивляться силе притяжения.

В  США отметили высокую результативность миссии Messenger: зонд первым оказался на орбите Меркурия, где впервые осуществил картографирование всей поверхности, а также собрал данные о ландшафте планеты и снял более 250 тысяч фотографий. Благодаря полученным данным, учёные стали на несколько шагов ближе к разгадке множества тайн, которые таит в себе Меркурий.

Зонд Messenger (MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry and Ranging) был запущен с мыса Канаверал 3 августа 2004 года, после чего в марте 2011-го станция вышла на высокоэллиптическую полярную орбиту вокруг самой близкой к Солнцу планеты. Основная научная программа была рассчитана примерно на один земной год, в итоге же зонд успешно функционировал в течение четырёх лет. Информация, собранная автоматической станцией Messenger о Меркурии, свидетельствует о наличии огромных залежей льда у северного полюса планеты.

http://russian.rt.com/article/88736

8

Россия представляет макет станции "Луна-25" на авиасалоне в Ле-Бурже


Аппарат, созданный НПО имени Лавочкина, должен начать изучение Луны в 2019 году


http://i69.fastpic.ru/big/2015/0617/6a/2de764be7fd9ca7d76f56b065780f46a.jpg


МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Предприятия и организации Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации принимают участие в авиационно-космическом салоне Paris Air Show, который открылся в Ле-Бурже. В частности, НПО имени Лавочкина представляет макет космического аппарата "Луна-25", который, согласно проекту Федеральной космической программы на период на 2016-2025 годы, должен начать изучение Луны в 2019 году. Об этом сообщили в пресс-службе Роскосмоса.

"Причем опускаться этот аппарат впервые будет в зоне полюса спутника Земли, тогда как до сих пор остальные аппараты садились в зоне лунного экватора", - уточнили в Федеральном космическом агентстве. НПО им. Лавочкина также представляет на авиасалоне телескоп "Спектр-РГ", который должен начать работать в марте 2017 года в точке Лагранжа (в 1,5 млн км от Земли) и продолжить исследования по проекту "Спектр-Р".

Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров, врио генерального директора ОРКК Юрий Власов и менеджмент крупнейших предприятий ракетно-космической отрасли России проводят переговоры с европейскими, японскими и американскими коллегами о дальнейшем сотрудничестве в "мирном космосе", сообщили в пресс-службе.


Что касается других предприятий, то РКК "Энергия" представляет в Ле-Бурже перспективный транспортный корабль нового поколения. Согласно проекту новой ФКП, он должен стартовать на ракете-носителе "Ангара" с космодрома Восточный в 2021 году.

"ЦНИИмаш экспонирует уникальную экспериментальную базу для ресурсных, прочностных и статических испытаний ракет- носителей, крупногабаритных блоков и ступеней ракет. Подобных баз наземной экспериментальной обработки средств выведения с такими характеристиками нет в Европе, она - единственная в России: максимальная высота 20 м, диаметр - 16 м", - отметили в Роскосмосе.

"Российские космические системы" представляют на авиасалоне систему высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений и подвижек земной поверхности, программные продукты семейства "РКС Комплекс", разработанные в компании на базе технологий ГЛОНАСС/GPS, а также передовые наработки в области дистанционного зондирования Земли и систему поиска и спасания "КОСПАС- САРСАТ".

9

Что произойдёт с человеком без скафандра в открытом космосе




http://lvkr.ru/f/TaZZg8/640.jpg



В первую очередь стоит сказать, что вы не взорвётесь и ваша кровь не закипит. Ваше тело не потеряет свою целостность только из-за того, что вы находитесь в вакууме. Вы могли заметить кое-что полезное, что покрывает вас с головы до ног — это ваша кожа. Она превосходно справляется со своей работой: удерживает ваши внутренности внутри. Она эластична и очень прочна, так что можете не переживать, что лопнете, как воздушный шарик. Кроме того, кожа будет поддерживать ваше внутреннее давление на достаточно высоком уровне, чтобы ваша кровь не закипела.

Температура — а точнее, её нехватка — также не сможет сразу вас прикончить. В холодной воде человек быстро переохлаждается не из-за температуры воды, а из-за того, что она является очень хорошим проводником тепла. Всё тепло, выработанное вашим метаболизмом, тут же «вытягивается» из вашего тела. В вакууме нет конвекции — и теплопроводимости тоже нет. Единственным способом потерять тепло остаётся излучение. Каждый человек светится в инфракрасном спектре, излучая тепло мощностью около 100 ватт. Электрическая лампочка была прекрасной аналогией вырабатываемой человеком энергии, пока мы не перешли на энергосберегающие и светодиодные лампочки; но смысл вы всё равно поняли. Обычно мы даже не замечаем потерю этой энергии: укутанные в слой изолирующего воздуха, подогреваемые Солнцем над головой и землёй под ногами, мы получаем назад всё то тепло, которое теряем. Так что мы можем радостно излучать энергию днями напролёт.

В космосе же вас нечему изолировать, так что в конце концов вы замёрзнете насмерть. Но, к счастью, потеря 100 ватт тепла очень незначительна в сравнении с массой вашего тела. В безвоздушном пространстве пройдёт очень много времени, прежде чем вы превратитесь в эскимо.

Самым слабым звеном является ваша предательская система кровообращения. В космосе нет воздуха, а значит, нет кислорода. Но ваша кровь этого не знает. Она циркулирует через ваши лёгкие, чтобы подобрать «автостопщика» — очередную порцию O2 — и продолжает свой путь, с пассажиром или без. Ваше сердце продолжает биться, и лишённая кислорода кровь расходится по всему телу. В частности, она идёт в мозг.

При кислородном голодании ваш «центральный процессор» уходит в энергосберегающий режим гибернации. Через 15 секунд после того, как вы покинете шлюз космической станции, вы потеряете сознание. Тем не менее вы всё ещё будете живы. Если какой-нибудь добрый космический самаритянин подберёт вас и в течение одной-двух минут доставит в безопасное место, с вами всё будет в порядке. Ну, не считая эбуллизма и неприятного загара от жёсткого ультрафиолетового излучения. Это не очень приятно, но жить можно.

Если же вы останетесь в космосе более чем на две минуты, остальные органы также «отрубятся» из-за нехватки кислорода — на медицинском языке это называется «смерть».

И ещё: во имя Армстронга, не задерживайте дыхание! Ваши лёгкие и дыхательные пути не рассчитаны на сдерживание атмосферного давления в вакууме. Если вы задержите дыхание, то столкнётесь с той же проблемой, с которой сталкиваются водолазы при слишком быстром подъёме на поверхность: разорванные лёгкие.

Звучит ужасно, но ведь никто не думал, что прогулки в открытом космосе будут приятны, правда?

По материалам Space.com

10

"Кассини" заснял "Одиссея" на спутнике Сатурна

http://lvkr.ru/f/cvnEBG/640.jpg



http://www.rg.ru/2015/07/28/odissey-site-anons.html

11

«Союз-5.1» выводит Россию в лидеры ракетной гонки




http://lvkr.ru/f/qzrryc/1280.jpg




Несмотря на ослабление внимания мировой общественности к вопросам освоения космоса по целому ряду причин: от отсутствия непосредственной коммерческой выгоды, до кризиса позитивной системы идей относительно необходимости космической экспансии, - перспектива пилотируемых полетов к планетам Солнечной системы и более активного освоения околоземного пространства все равно являются ключевыми для прогресса в области высокотехнологичных отраслей промышленности. Последняя просто не может существовать ни в одной стране мира без амбициозных задач.

В связи с этим ключевое значение для увеличения эффективности «заброски» грузов на околоземную орбиту приобретают новые ракеты-носители, применяемые как для пилотируемых миссий, так и для выведения спутников и осуществления дистанционных научных миссий типа запуска телескопов и орбитальных безлюдных лабораторий. Вот потому следует проанализировать то, как обстоят дела с разработкой новых ракет в России, а также понять, насколько опережают (или отстают) от нас конкуренты.

Для начала следует отметить тот факт, что в России, несмотря на существенный провал в 90-х и начале 2000-х годов, многие КБ и космические объединения смогли сохранить конструкторский задел. Уже в новейшее время была сконструирована и доведена до ума перспективная ракета «Ангара-А5». При весе в 773 тонны ракета способна доставлять на низкую опорную орбиту 24,5 тонны, а на геостационарную орбиту с разгонным блоком КВТК – до 4,6 тонны. Однако, помимо «Ангары», отечественные ракетчики в инициативном порядке разработали также и ракету «Союз-5.1», о чем в ходе стартовавшего сегодня аэрокосмического салона МАКС-2015 заявил генеральный директор самарского ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин. Предполагается, что новая ракета будет производиться в сегменте среднего класса со стартовой массой до 270 тонн и будет способна выводить на низкие орбиты грузы массой до 9 тонн.

Следует отметить, что в мире есть вполне состоявшиеся конкуренты нашего перспективного «Союза-5.1», однако у отечественной ракеты имеется существенное преимущество, которое заключается в стоимости доставки полезного груза на околоземную орбиту. Предполагается, что стоимость запуска составит порядка 50 миллионов долларов.

Основной конкурент – это американская ракета Falcon частной космической корпорации SpaceX, запуск которой обходится в сумму от 56 до 77 миллионов долларов.

Если говорить о фундаментальной особенности предлагающейся ЦСКБ «Прогресс» схемы, то вполне вероятно, что двигатель новой ракеты будет работать на метане, вместо токсичных компонентов типа несимметричного диметилгидразина, более известного как гептил. Как утверждают эксперты, ТТХ ракеты улучшатся в плане повышения удельного импульса, а также отсутствия необходимости делать сложные криогенные конструкции как на водородных ракетах. К тому же, метановые ЖРД, в отличие от «кислородно-керосинных» двигателей, более экологичны, а также более безопасны, так как не образуют взрывоопасных оксиликвитных компонентов. Такие двигатели делает, к примеру, известное НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко.

Между тем, Роскосмос прорабатывает варианты подготовки технической документации в рамках реализации госпрограммы по космосу на 2016-2025 годы, в рамках которой впервые в отечественной ракетно-космической отрасли попытаются сделать многоразовый ракетный комплекс – пока, скорее всего, в формате возвращаемого двигателя первой ступени.

Первая ступень ракеты — самая дорогая в производстве: на ней стоят маршевые двигатели, определяющие ее возможности. Стоимость двигателей, установленных на первой ступени, составляет от 10 до 70 миллионов долларов в зависимости от конкретного изделия. Если говорить о конкурентах, то упоминавшийся уже «Фэлкон» инженеры компании SpaceX пытаются сделать многоразовым путем посадки отработанной первой ступени на крохотную площадку в океане – пока правда получается не очень.

И вот тут возникает резонный вопрос относительно не только внешней конкуренции модернизированных «Союзов», но и соперничества внутреннего, так как многие коммерческие и массогабаритные характеристики новой перспективной ракеты самарского КБ, по сути, дублируют семейство «Ангары».

А ведь под «Ангару» строится космодром «Восточный», а также затачивается вся логистика для ее обеспечения топливом – одно дело заправлять «кислород-керосиновую» ракету, и совсем другое – метановую. Тут правда имеет смысл вспомнить о сотрудничестве России с Францией, в рамках контрактов с которой ракетами семейства «Союз», конкретно модификацией «Союз-2.1б», с французского космодрома Куру в Гвиане будет осуществлен 21 коммерческий запуск, за которые будут доставлены на орбиту 672 наноспутника в интересах французской Arianespace и британской Oneweb.

Это наталкивает на мысль о том, что перспективный «Союз» будет ориентирован на внешние рынки и служить своеобразной технологической подстраховкой, если что-то пойдет не так с «Ангарой». А проблемы могут возникнуть, стоит хотя бы вспомнить последнюю череду неудач с запусками «Протонов».

В декабре 2010 года ракета-носитель «Протон» из-за отклонения от заданного курса в буквальном смысле «утопила» в Тихом океане 3 новейших спутника системы ГЛОНАСС. А уже менее чем через год, в августе 2011, все тот же «Протон» не смог вывести на расчетную орбиту мощнейший отечественный телекоммуникационный спутник Экспресс АМ4. Аналогичные аварии с телекоммуникационными спутниками были в августе и декабре 2012 года, а также был резонансный запуск и падение «Протона» с 3-мя спутниками ГЛОНАСС-М, который показал в прямом эфире телеканал «Россия-24».

Справедливости ради стоит отметить тот факт, что в большинстве этих аварий оказался виновным не сработавший разгонный блок «Бриз-М». Все это лишний раз подтверждает простую истину – нельзя складывать все яйца в одну корзину, необходимо хеджировать риски и иметь линейку средств доставки от разных КБ и производственных объединений, что дает возможность оперативно заменять неудачные технологические решения.

Перспективный «Союз-5.1» имеет определенные преимущества перед конкурентами. О сравнении с ракетой-носителем Falcon говорилось уже выше, так что особо останавливаться на этом не будем. Основными потенциальными конкурентами могли бы выступить также и французы со своими ракетами семейства «Ариан». Однако представители этой линейки в легком и среднем классе (типа «Ариан-4»), которые при схожих характеристиках (стартовая масса в районе 300 тонн при заброске на низкую опорную орбиту до 7,6 тонн груза) могли бы конкурировать с «Союзом-5.1», выведены из эксплуатации и производства. Сейчас есть европейский проект «Вега», однако это совсем легкий носитель – ракета способна вывести лишь полторы-две тонны на низкую орбиту, что делает ее скорее конкурентом украинских «коллег» из КБ «Южное» с их проектами «Днепр» и «Циклон-4». КБ «Южное», правда, при нынешних украинских властях плавно деградирует и без российской кооперации вряд ли потянет что-то большее, чем сервисное обслуживание уже выпущенных разгонных блоков.

Имеется также и китайская ракета «Чанчжэн 2C» из семейства «Великий поход», которая может доставлять на низкую орбиту до 3,8 тонн полезного груза, хотя эта ракета довольно старая – первый запуск состоялся еще в 1975 году. Близка по характеристикам одна из модификаций - «Чанчжэн 4B», но и там все ограничивается 4-4,2 тоннами. При сравнимой массе с «Союзом-5.1» китайские ракеты имеют более низкий удельный коэффициент по соотношению массы к нагрузке, поскольку перспективный «Союз» будет забрасывать на орбиту до 9 тонн, в отличие от 4 тонн «Чанчжэна».

Безусловно, отечественным конструкторам предстоит еще решить немало проблем: это и отсутствие промышленной базы для производства электронной компонентной базы класса «military» и «space», и необходимость решать вопросы создания заправочной инфраструктуры на Восточном, и имеющиеся проблемы в импортозамещении двигателей. Однако если удастся выдержать заявленные характеристики – модернизированный «Союз» станет серьезным игроком на рынке коммерческих запусков и позволит России не потерять позиции в гонке за освоение околоземного пространства, а в перспективе – и остаться в пуле государств, обладающих технологиями полетов к другим планетам Солнечной системы.


http://politrussia.com/ekonomika/raketn … etsya-276/

12

Первый российский наноспутник доставят на космодром Восточный

http://i67.fastpic.ru/big/2015/0905/4d/2b6d6f8fe8da0e27c892220750fa5f4d.jpg


Самарский аэрокосмический университет (СГАУ) готовит к отправке на космодром Восточный первый российский наноспутник «SamSat-218», собранный студентами. Аппарат окончательно собран и прошел полный цикл наземных испытаний.

Перед отправкой в Углегорск Амурской области студенческий наноспутник «SamSat-218»  прошел испытания в РКЦ «Прогресс».  «SamSat-218» призван решить ряд технологических и образовательных задач. В первую очередь, он предназначен для отработки алгоритмов управления ориентацией наноспутников, сообщили в СГАУ.

«SamSat-218» будет отправлен на орбиту в рамках первой пусковой кампании с космодрома Восточный вместе с малым космическим аппаратом «Аист-2», над созданием которого вместе трудятся специалисты РКЦ «Прогресс» и ученые СГАУ.

http://www.ampravda.ru/2015/09/03/060227.html



apbb.ru